Этапы реализации.

Последовательность реализации функции контроля состоит из трех этапов и выглядит следующим образом.

1. Разработка количественно выраженных параметров контроля (стандартов, норм, нормативов и других показателей). По своей сути это конкретные цели, вытекающие из самого управленческого процесса. Все стандартизированные показатели для контроля выбираются из многочисленных целей и стратегии развития организации.

2. Сравнение полученных результатов с установленными стандартами. На этом этапе контролирующий орган должен определить, насколько реальные результаты соответствуют запланированным, и что не менее важно, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные установленные отклонения.

3. Организация конкретных мер по результатам сопоставления. В данном случае возможны три сценария действий:

оставить все без изменения, если нет существенных отклонений;

изыскать необходимые ресурсы для устранения выявленного отклонения;

при необходимости пересмотреть установленные контрольные показатели как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Содержание управленческого контроля

Контроль как вид управленческой деятельности включает выполнение работ по учету, анализу, регулированию и мониторингу.

По итогам учета, анализа и мониторинга руководитель должен своевременно получить объективную информацию о реальном состоянии объекта управления, необходимую для принятия решений. Учетная, аналитическая и мониторинговая информация качественно различаются, что обусловлено составом и содержанием выполняемых работ по этим функциям, а также применяемыми методами.

Учет – это срез результатов процессов и состояний объекта управления на момент наблюдения.Учетную информацию можно уподобить фотографическому снимку, который фиксирует состояние объекта в конкретный момент времени. В настоящее время сложилась и получила широкое распространение теория и практика ведения хозяйственного учета, который количественно отражает и качественно характеризует хозяйственную деятельность предприятия. Для всестороннего отражения сложной и многогранной деятельности предприятия используются различные виды хозяйственного учета. К основным из них относятся оперативный, бухгалтерский, статистический учет.

Анализ –это комплексное изучение процессов, результатов деятельности, состояния объекта управления, а также обоснование его ожидаемых изменений, тенденций и возможностей развития. Анализ основан на учетной информации и включает ряд операций по ее преобразованию. В составе аналитической информации можно выделить оценочную и прогнозную.

Оценочная информация появляется в результате выполнения следующих операций: выявление отклонений от заданного хода процесса или состояния, причин возникших отклонений, влияния различных факторов, узких мест в развитии объекта; а также количественная и/или качественная оценка эффективности деятельности, динамики, закономерностей развития объекта и определение возможных путей улучшения сложившегося положения.



Прогнозная – результат прогнозирования ожидаемых изменений состояния объекта управления, выявления тенденций и возможностей его развития, основанный на установленных закономерностях.

На основе контрольной информации оценивается эффективность работы, определяются виды и размеры вознаграждения сотрудников, проектируется система разделения и кооперации труда, совершенствуется делегирование полномочий и организационные регламенты. Кроме того, с помощью контроля накапливается опыт решения проблем и качество опыта во многом определяется качеством контрольной информации.

Для организации, в целом, основными объектами оценки и прогноза являются цели, стратегии, ресурсы, ограничения и условия внешней среды, рынки, интересы собственников, руководства, трудового коллектива, клиентов, государства и конкурентов.

В управлении анализ рассматривается не только как один из элементов контроля. Функция анализа выполняется и после завершения исполнения функции контроля. Здесь анализу подвергаются результаты деятельности, что завершает управленческий цикл и служит для оценки создавшегося положения, возможностей развития, достижений или узких мест, а в худшем случае и провалов в работе. Избежать или значительно снизить роль отрицательных последствий, повысить эффективность помогает увеличение объема и качества работ по прогнозированию, что обеспечивается, в известной мере, проведением мониторинга, который по определению (мониторинг – от лат. monitor - предостерегающий) должен предостерегать, предупреждать негативное развитие объекта управления.

Таким образом, анализ можно рассматривать как самостоятельную функцию управления, которая с одной стороны является неотъемлемой частью контроля, с другой завершает управленческий цикл, предшествует планированию и выступает как элемент планирования, поскольку включает работы по прогнозированию.



Особая разновидность информации получается в результате мониторинга.

Мониторинг – система наблюдений за процессами, деятельностью и состоянием объекта управления, включающая учет, анализ, оценку и прогноз. Мониторинг связан с оценкой и прогнозом ожиданий развития объекта до свершения факта или завершения процесса. Процесс мониторинга включает также оценку возможностей и рисков развития объекта управления. Мониторинговая информация – это оценочно-прогнозная информация об ожидаемых изменениях, тенденциях и рисках развития объекта. Она должна предварять факты и процессы последующего развития. Основная идея мониторинга – предостеречь негативное развитие процессов путем своевременного (до того как события примут необратимый характер) получения субъектом управления соответствующей информации для принятия упреждающих управленческих решений.

Регулирование– заключительный этап контроля в отдельно взятом управленческом цикле. Его суть заключается в разработке мероприятий по достижению плановых целей и воплощению разработанных мероприятий в практику.


7430073029305517.html
7430122958103258.html
    PR.RU™