Воспитание волевых качеств

Значение волевых качеств в спортивных со­ревнованиях общепризнанно. Поэтому уже в разделе 2 была сделана попытка показать, насколько тесно тех­ника, тактика, атлетическая подготовка и морально-во­левые качества спортсмена связаны между собой. По­этому, чтобы добиться в соревновании успехов, наряду с улучшением физических качеств и технико-тактиче­ского мастерства надо повышать и волевые качества.

Волевое воспитание игрока включает развитие таких волевых качеств, которые необходимы, чтобы преодо­левать трудности тренировок и соревнований. Разумеет­ся, воспитание воли у спортсмена-волейболиста или об­щее развитие волевых качеств происходит также и в обычной, будничной жизни.

Обязательным условием успешного воспитания во­ли является готовность принимать на себя большие на­пряжения. Эта готовность является результатом самых различных мотивов (например, радостное ощущение от игры, от движения, от борьбы) или вытекает из жела-

ния сыграть как можно лучше командой и одержать по­беду. Общественные мотивы являются сильной побуди­тельной причиной. Мысли о том, что ты защищаешь интересы школы, университета, предприятия или да­же всего государства, стимулируют поведение игрока во время тренировок и повышают его мастерство и ак­тивность в игре. Задача тренера как раз и состоит в том, чтобы расширять, углублять и сохранять эти ос­новные мотивы и стимулы. Тренер прежде всего дол­жен поддерживать в игроках здоровое честолюбие и ставить перед ними высокие, но реальные и четкие цели.

Весьма важным условием воспитания воли является то обстоятельство, когда команда располагает достаточ­ным количеством старательных высококлассных игро­ков. Это создает радостную атмосферу во время трени­ровок, благоприятно отражается на росте мастерства игроков, ибо каждый стремится быть лучше другого, пытается завоевать место в основном составе команды и поэтому старается вовсю.

Наконец, третьим обязательным условием для ус­пешного воспитания воли является анализ уровня воле­вых качеств отдельного игрока и команды.

Желание и воля — разные вещи. Все игроки до нача­ла соревнования желают победить, но воплотить это желание в действительность, мобилизуя все свои силы и борясь в игре с полной отдачей, под силу только не­многим. Волю следует воспитывать путем упорных и трудоемких тренировочных занятий. Игрок должен чувствовать радость и удовлетворение от преодоления трудностей и не должен избегать их.

Тренер должен использовать для воспитания воли целенаправленный набор упражнений, которые требуют

от игрока соответствующей отдачи для преодоления трудностей.

Ниже приводятся упражнения, успешное выполне­ние которых зависит прежде всего от боевого духа и полной отдачи всех сил спортсмена:



— соревновательная форма разминки, атлетической тренировки или отработки техники с оценкой каждого игрока или групп;

— тренировочные игры, которые привлекают осо­бый интерес игроков (игры на малых площадках или полях или турниры и обычные игры с гандикапом, фо-

рой очков, причем более сильная команда, конечно, начинает игру, дав определенную фору более слабой;

партия заканчивается при определенном перевесе в оч­ках; игра «старых против молодых», «больших против маленьких», «холостых против женатых» и другие фор­мы игры);

— товарищеские игры и соревнования с наградой за проявленный боевой дух (игры против соперника, имеющего преимущество, с целью обязательно выиграть определенное количество очков; розыгрыш переходя­щего приза за наивысший боевой дух и полную отдачу в борьбе).

Тренер может составить специальный список отдель­ных игроков, которые зачастую не «выкладывались» полностью в игре. Эти игроки впоследствии получают особые задания. В решающие моменты игры мобилиза­ция всех сил приобретает особое значение. Поэтому в тренировочных играх нужно как можно чаще создавать и отрабатывать подобные положения. Например, пар­тия начинается при счете 12:10 в пользу более слабой команды или несколько раз подряд повторяется подача мяча, решающего исход партии, причем особо следует учитывать, что самочувствие игрока на тренировке не может быть приравнено к его самочувствию в условиях соревнования.

Обязательным должно быть условие, при котором игрок, который на тренировке не показал подлинной боевой отдачи и высокого морального духа, на игру не ставится!

Между прочим, упорное стремление добиться высо­ких показателей во время тренировок выражается в стремлении проводить объявленное упражнение с мак­симальной отдачей всех сил, постоянно работать над устранением ошибок, прилагать все усилия для рацио­нального использования времени тренировок.

Кроме того, в распоряжении тренера и коллектива имеются некоторые воспитательные меры;

— организация тренировки менее усердных игро­ков совместно с теми спортсменами, кто тренируется целеустремленно;



— показ положительных и отрицательных приме­ров тренировки игроков;

— индивидуальные беседы;

— регулярный контроль уровня мастерства. Развитию способности концентрации усилий, кото­рая в равной степени является выражением волевых качеств, способствует выполнение технико-тактических упражнений с акцентом на точность цели, а также про­ведение тренировки в условиях высоких психических нагрузок (например, тренировка перед публикой, при сильном шуме).

Относительно часто следует проводить тренировки более продолжительные по времени, чем соревно­вание.

Самым естественным средством для обучения навы­кам концентрации внимания и сил является игра. Надо стремиться к созданию во время тренировочных игр и занятий тех же условий, как и на соревновании (судей­ская коллегия, спортивная форма, приветствие и про­чие атрибуты соревнований). Игроки должны как мож­но чаще выступать в турнирах для выработки закалки или проводить игры из пяти и больше партий. Крайне важно научиться использовать малейшую паузу в игре для расслабления или «отключения».

Волевые действия выражаются также в тактической дисциплине. Например, при собственных ошибках или ошибках партнеров в случае сомнительных решений судейской коллегии и в других аналогичных ситуациях следует сохранять самообладание. Особенно дисципли­нированно, выдержанно и спокойно нужно играть при подачах соперника.

С другой стороны, в игре возникает немало момен­тов, когда требуется мужество пойти на риск, особенно в тех случаях, когда подачей владеет собственная команда и игра, рассчитанная только на надежность и безопасность собственной площадки, сокращает шансы на выигрыш очка.

Воспитание в игроках чувства самообладания, вы­держки и готовности пойти на риск требует, чтобы тре­нер с большим терпением и твердостью неустанно разъ­яснял, как вести себя в определенных ситуациях, иногда восстанавливал некоторые эпизоды игры и анализи­ровал их вместе с игроками. Одобрительные крики или указания с места тренера или партнеров помогают игро­кам правильно держаться на площадке и в течение пар­тии сохранять чувство ситуации.

Существенное влияние на воспитание игроков имеют также беседы внутри команды и критический анализ проведенной игры. Оценивать действия того или иного игрока необходимо тактично и объективно. Неправиль­но, например, критиковать игрока, который проиграл мяч, решивший исход партии, если игрок в этом эпизо­де действовал мужественно, собранно и с вы­держкой и даже стремился тактически оправданным риском привести к выигрышу партии. Но в аналогичной ситуации надо сурово критиковать того игрока, кото­рый боязливо пробил подачу с расчетом на безопас­ность и при этом, вероятно, даже проиграл подачу.

Выполнение различных технических элементов соз­дает определенные требования к развитию волевых ка­честв, которые должны развиваться параллельно с обучением и отработкой этих элементов.

Так, при подаче нужно хорошо сконцентрироваться, внимательно посмотреть в сторону соперника, ударить не необдуманно или небрежно, а точно и уверенно, как этого требует ситуация.

При приеме подачи игрок должен полностью скон­центрироваться, даже если подача кажется на первый взгляд легкой. Надо стремиться всегда к четкому вы­полнению и большой точности приема. Совершив ошиб­ку или потерпев неудачу, нужно сохранять вы­держку.

Во время розыгрыша мяча при каждой передаче важно полностью сконцентрироваться, стараясь из лю­бого положения дать хороший пас и сохранять хладно­кровие даже в самых бурных эпизодах или в самые критические моменты игры.

Выполнять нападающий удар игрок должен смело и наступательно, прежде всего, конечно, при собствен­ной, подаче. Вместе с тем надо атаковать собранно и уверенно, когда подачей владеет соперник.Не стоит нервничать, если передача мяча произведена неточно и атака не привела к желаемому результату.

При постановке блока следует молниеносно оценить, где и как соперник атакует. Бороться надо за каждый мяч, не впадать в панику и не разочаровываться, если соперник «обошел» блок.

Организуя защиту площадки, игрок должен быть в полной готовности мгновенно среагировать, смело

вступить в игру, пытаясь спасти даже самые безнадеж­ные на первый взгляд мячи.

Замечательным средством специального обучения и воспитания воли являются различные формы статисти­ки игры. При этом тренер или его помощники во время игры наряду с учетом ошибок и успехов игроков ведут регистрацию волевых усилий. Затем результаты стати­стических анализов обсуждаются вместе с игроками.

Как показывает опыт, идеальный основной состав, или первая шестерка классной команды, должен быть создан из игроков, которые обладают большой силой воли и на которых тренер и команда могут положить­ся в самых критических ситуациях, даже если они в техническом или тактическом отношении не обязатель­но лучшие игроки на площадке.


7429818703884582.html
7429905852305550.html
    PR.RU™