Игры с экспертом

В этом случае с экспертом играет инженер по знаниям, который берет на себя какую-нибудь роль в моделируемой ситуации. Например, одному из авторов часто приходилось разыгрывать с экспертом игру "Учитель и ученик", в которой инженер по знаниям берет на себя роль ученика и на глазах у эксперта выполняет его работу (например, пишет психодиагностическое заключение), а эксперт поправляет ошибки "ученика". Эта игра — удобный способ разговорить застенчивого эксперта.

Другая игра (заимствована из [Гельфанд, Розенфельд, Шифрин, 1988]) за­ставляет инженера по знаниям взять на себя роль врача, который знает хо­рошо больного, а эксперт играет роль консультанта. Консультант задает во­просы и делает прогноз о целесообразности применения того или иного вида лечения (в описанной игре это был прогноз целесообразности электростимульной терапии при сердечной аритмии). Игра "двух врачей" позволила выявить, что эксперту понадобилось всего 30 вопросов для успешного про­гноза, в то время как первоначальный вариант вопросника, составленный медиками для той же цели, содержал 170 вопросов.

Еще один пример игры. Сначала эксперта просят написать обоснование для собственного прогноза. Например, почему он считает, что язва у больного X заживает. Накапливается несколько таких обоснований [Гельфанд, Розен­фельд, Шифрин, 1988], а через некоторое время эксперту зачитывают толь­ко его обоснование и просят сделать прогноз. Как правило, этого он сделать не может, т. е. обоснование (или его знания) было неполным. Эксперт до­полняет обоснование, тем самым выявляются скрытые (для самого экспер­та) пласты знаний. Так, в играх "Обоснование прогноза рецидива язвенного кровотечения" удалось выявить, что значимыми для прогноза являются все­го три правила. Причем два правила входили в традиционно-диагности­ческий вопросник, а третье было сформулировано во время игры.

Игра "Фокусировка на контексте": эксперт играет роль ЭС, а инженер по знаниям — роль пользователя. Разыгрывается ситуация консультации. Пер­вые вопросы эксперта выявляют наиболее значимые понятия, самые важные аспекты проблемы. Роль пользователя может взять на себя и другой эксперт [Rabbits, Wright, 1987].

Основные советы инженеру по знаниям по проведению индивидуальных игр:

Ø играйте смело, весело, нешаблонно, придумывайте игры сами;

Ø не навязывайте игру эксперту, если он не расположен;

Ø в игре "не давите" на эксперта, не забывайте цели игры;

Ø не забывайте о времени и о том, что игра утомительна для эксперта.


7428455948174123.html
7428491351957831.html
    PR.RU™