Межличностное взаимодействие

12

Цель: актуализация особенностей поведения каждого из участ­ников в межличностном взаимодействии с целью учета этих осо­бенностей в совершении жизненного выбора.

Задачи:

• в ходе интерпретации дать знания о ролевом общении, о необходимости анализа своей роли в группе и учете этих знаний в общении;

• показать необходимость анализа причин принятия той или иной ролидля ее изменения.

Техника: «Совместное рисование»

Необходимое оборудование: 2-3 листа ватмана, карандаши, фломастеры или краски в таком количестве, чтобы у каждого участника был свой цвет для рисования.

Ход занятия

Вступление (2-3 мин)

Задача:кратко напомнить содержание предыдущей встречи, ее основные цели.

Обсуждение впечатлений от предыдущей встречи (10-15 мин)

Задачи: развитие умений по рефлексии; построение логичес­койцепочки всего цикла занятий.

Каждый из участников группы должен дать ответ на вопросы:

Чем мне запомнилось предыдущее занятие?

Что на нем было наиболее важно для меня?

Что бы я изменил в ходе этого (предыдущего) занятия?

Какие мысли оно у меня вызвало?

Что вспомнилось после занятия?

Что захотелось уточнить или обсудить дополнительно?

Возникла ли потребность еще раз обдумать или с кем-то об­судить свои мысли?

Что для этого сделано?

Резюме к последнему вопросу: реализация актуальной потреб­ности — одна из основ саморегуляции, т. е. делать то, в чем воз­никла потребность, необходимо не откладывая на далекое будущее.

Примечание.Необязательно каждый участник должен отвечать на все вопросы, главное — достичь задачи обсуждения.

Техника «Совместное рисование» (1,5 часа)

Задача:реализация цели всего занятия.

Описание.Техника «Совместное рисование» используется чешскими и словацкими психологами при работе с психотерапев­тическими группами. В основе ее лежит творческая деятельность. Техника предусматривает выявление сложного взаимодействия в масштабах всей группы. Для выполнения техники необходимо приготовить большой лист бумаги (ватмана), фломастеры, ка­рандаши или краски в таком количестве, чтобы каждый из учас­тников мог рисовать одним, «своим» цветом. Менять цвета в ходе рисования не рекомендуется. Рисование начинается с инструк­ции. Теоретическое объяснение дается после того, как рисование закончится, в ходе интерпретации и обсуждения рисунков.

Группа усаживается вокруг листа бумаги, и участники выби­рают цвета.

Инструкция.«Сейчас мы с вами будем рисовать наш общий дом. Такой, в котором мы хотели бы жить. Рисунков будет два. На первом мы нарисуем вид дома снаружи, на втором — его внут­реннее устройство: планировку, определение функций отдельных помещений и их обустройство. Рисовать будем не по очереди, а все вместе, одновременно. Работать надо без разговоров. Не допускать обсуждения, разъяснения того, что рисует участник группы, или указания другим: что и где рисовать. Каждый имеет право не только начинать рисунок сам, но и дорисовать все, что ему захочется. На рисунках должны быть изображены предметы, детали обстановки без людей».



После того как оба рисунка завершены, дается дополнитель­ная инструкция: «Каждый из вас теперь может изобразить себя в том месте, которое ему больше всего нравится. Изображать себя можно как на первом, так и на втором рисунке, можно на обоих сразу».

Обсуждение.Упражнение дает богатый материал, относящийся к проекции и межличностному взаимодействию. Обсудить в ходе дискуссии все темы не представляется возможным. Группа может сконцентрироваться на обсуждении наиболее актуальных для нее вопросов. Все замечания в ходе дискуссии должны основываться на рисунке. Обсуждение вести достаточно просто, так как вклад каждого в общий рисунок отличается по цвету от вклада других. Начинается обсуждение с темы «Как создавался рисунок». Речь идет о процессах, сопровождающих совместную работу группы.

1. Кто и как именно проявил активность при проектирова­нии дома?

2. Кто рисовал детали, несущие основную смысловую на­грузку?

3. Кто предлагал идеи? Кто и в какой последовательности их осуществлял?

4. У кого были альтернативные предложения? Как развер­тывался процесс их принятия или отрицания?

5. Кто участвовал в создании центральной части дома, а кто держался на периферии?

6. Кто начинал новое, а кто лишь украшал и поправлял уже созданное?

7. Кто относился с уважением к труду другого, а кто рисо­вал свое поверх уже нарисованного (кем нарисованного?)?

8. Как участник проявлял активность на разных этапах ри­сования?

9. Что говорит расположение фигурок на рисунке о действи­тельных отношениях; о привычках и привязанностях че­ловека?

10. Кто изобразил себя вне дома, кто на одном из верхних этажей, кто — на крыше или в подвале? Затем дискуссия переходит к теме «Содержание рисунка и его значение как проекции».

• Что говорит о рисовавших цвет, который они выбрали?

• Какова уверенность, сила и характер линий их рисунка?

• Кто какие помещения рисовал (кухню, спальню, гости­ную и т.д.)?

• Кто сделал дорогу к дому, а кто рисовал забор и замки на дверях?

• В каком масштабе нарисовали участники самих себя?

Заключительные вопросы задаются по очереди всем участни­кам: «Что нового ты узнал о себе? Что было для тебя неожидан­ным в этом узнавании себя? Что нового ты узнал о других участ­никах?» Необходимо добиваться полного и подробного ответа на эти вопросы от каждого участника, помогая дополнительными вопросами и прибегая к помощи участников группы. Когда участ­ник отвечает на вопросы, группа должна молчать и внимательно слушать. Необходимо объяснить группе смысл внимательного слу­шания.

Если позволяет время, можно обсудить тему «Как в повседнев­ном общении можно быстро узнать человека? Обычно это обсуж­дение касается тех деталей, разнообразие которых нельзя предви­деть и описать заранее. Интерпретация проекций идет аналогично интерпретации индивидуальных проективных рисунков. Главное при этом для ведущих — добиться не мельчайшей и точнейшей ин­терпретации, а совместного обсуждения при поисках смысла той или иной детали.

Разработчики данной программы в ходе ведения групп при­шли к обсуждению еще одной темы, относящейся к проекции: «Что бы ты нарисовал на втором этаже дома (или «нарисовал бы еще»)?» При этом подразумевается, что ответ на вопрос содер­жит в себе мечты каждого из участников. В основном эти мечты относятся к способам проведения свободного времени, к стилю жизни. Предметом обсуждения может стать определение способа реализации мечты,

В качестве резюме возможно обобщение всего происходивше­го и повтор цели занятия.

Домашнее задание

Попробовать проследить и проанализировать свои особенно­сти в межличностном взаимодействии.

Третье занятие.

Развитие умений по принятию решения

Цель: освоить алгоритм принятия решения.

Задачи:

• дать знание об алгоритме принятия решения;

• проследить освоение алгоритма на практике.

Техники:«Корова», «Плюс, минус, интерес».

Необходимое оборудование:тетради, ручки.

Ход занятия

Вступление ведущих (2-3 мин)

Задача:кратко напомнить содержание предыдущей встречи и продолжить выстраивание логической цепочки всего цикла за­нятий.

«Прошлая встреча была посвящена анализу особенностей по­ведения каждого в межличностном взаимодействии. Сегодняш­нее занятие частично также будет посвящено этой теме. Знания, полученные на предыдущей встрече, помогут нам лучше анализи­ровать и обсуждать то, что будет происходить сегодня. Кроме того, мы разберем один из «кирпичиков» структуры профессионального выбора — умения принимать решение».

Обсуждение впечатлений от предыдущей встречи (10 мин)

Обсуждение идет по схеме, описанной во втором занятии. До­полнительные вопросы:«Как каждый пытался в реальном обще­нии анализировать поведение себя и других? Что получилось и что не получилось?»

Техника «Корова»(1 час)

Решение задачи на взаимное убеждение и совместное принятие решения.

Задачи:дать возможность всей группе принять совместное единое решение; при анализе процесса принятия решения осво­ить алгоритм такого принятия.

Инструкция.«Сейчас мы прочитаем условие задачи. Каждый из вас самостоятельно, без обсуждения, решит ее в уме. Ответ вы сохраните в тайне до того момента, пока все не решат задачу».

Условие задачи.«У фермера была корова. Он продал ее за 6 тыс. долларов. Взяв ссуду в банке в размере 1,5 тыс. долларов, он купил другую корову, более продуктивную, за 7,5 тыс. долла­ров. Прошло некоторое время, и эта корова не стала удовлетво­рять его требованиям. Но цены на рынке в тот момент были выше, и он продал ее за 8 тыс, долларов. Затем цены несколько упали, и он купил хорошую корову за 7,5 тыс. долларов. По каким-то причинам через год он ее продал за 4 тыс. долларов и купил новую за 3 тыс. долларов. Еще через год он решил окончательно порвать с фермерским хозяйством и продал корову за 10 тыс. долларов, поскольку цены стали опять высокими. С каким ре­зультатом он вышел из всех сделок — с убытком, прибылью или с тем же капиталом? Во сколько (в тыс. долларах) оценивается результат?»

Условие задачи необходимо прочитать несколько раз, чтобы каждый его запомнил. Читать следует целиком, чтобы не сде­лать невольных подсказок.

После того как каждый из участников решит задачу, ведущие спрашивают о полученных результатах. Все участники делятся на группы в соответствии с полученными ответами. Если у всех ответы разные, то группы составляются по принципу наиболь­шей близости результатов. Оптимальное количество — 3-5 групп, не менее 2-3 человек в каждой.

Инструкция группам.« Вы должны разработать совместный план убеждения других групп в собственной правоте».

После того как планы разработаны и ведущие почувствовали, что группы могут работать согласованно, каждая из групп по очереди выступает со своими доводами. При этом лучше начи­нать не с той группы, у которой результат наиболее правильный. Выступающих в ходе доказательства прерывать нельзя.

Ведущие выясняют, не переменил ли кто-либо из участников своей точки зрения. Если такие есть, то они подключаются в соответствующие группы. Затем начинается дискуссия, в кото­рой каждая группа пытается убедить других в правильности сво­его результата.

В итоге все должны прийти к одному результату.

Обсуждение хода решения задачи в соответствии со вступле­нием ведется по двум темам: межличностное взаимодействие в процессе убеждения (меньшая часть времени) и алгоритм при­нятия решения (большая часть времени).

Поскольку на обсуждение первой темы остается мало време­ни, лучше строить его на сравнении выявившихся на втором занятии особенностей межличностного взаимодействия с их пове­дением в ходе убеждения. Кроме того, решение задачи дает воз­можность участникам группы понять свои особенности не в фор­мальном, а в деловом общении. Участники группы смогут лучше понять отличие делового общения от неформального, если веду­щие расскажут им об основах транзактного анализа и ролях Ро­дитель, Взрослый, Ребенок.

Объяснение.«В общении каждый человек, незави­симо от возраста, может играть три роли: Родитель, Взрослый, Ребенок. Если мы говорим о том, что правильно или неправиль­но, что хорошо или плохо, на что надо обратить внимание, а на что его обращать не стоит, — мы находимся в роли Родителя.

Ребенок — это наши чувства и реакции на самих себя, запас информации о событиях нашей внутренней жизни. Это то, как видит ребенок внешние события и реагирует на них.

Взрослый — это независимый человек-компьютер, который перерабатывает всю информацию (в том числе и для Родителя, и для Ребенка), может сам сделать выводы и принять решение на основе того, что правильно сейчас. Взрослый — это наше умение рационально мыслить на основе объективных факторов.

В неформальном общении все три роли встречаются одинако­во часто (хотя у каждого человека «пропорции» ролей различ­ны). В деловом же общении чаще преобладает роль Взрослого. Все конфликты, связанные с непониманием одним человеком другого, обычно проистекают от несовместимости ролей (например, когда один человек в роли Ребенка просит участия и защиты, а вто­рой с позиции Взрослого объясняет ему, что надо было сделать в данном случае)».

Обсуждение второй темы происходит в форме усвоения алго­ритма принятия решения с опорой на примеры решения задачи «Корова».

Объяснение.«Человек часто оказывается в ситу­ации выбора: поступать в вуз или идти работать; какой фа­культет выбрать; выйти замуж или продолжать учиться; по­ступать в аспирантуру или идти работать; ехать по распреде­лению или нет и т.д. Таким образом, человек оказывается в ситуации принятия решения. Для очень многих подобная си­туация оказывается стрессовой. О причинах такого отношения к необходимости принимать решения мы говорили на первом занятии: с одной стороны, человеку страшно брать на себя от­ветственность за свои поступки, с другой — он просто не зна­ет, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Поэтому простое знание некоторых правил уже во многом облегчает принятие решения. Каковы же эти правила?

Процесс принятия решения исследователи разделяют на не­сколько этапов:

1. Сбор возможных вариантов решения. На этом этапе зада­чей человека становится сбор как можно большего их чис­ла — глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи луч­ше записать и подвергнуть первичному анализу.

2. Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее информация, тем с большей уверенностью мож­но будет принять или отвергнуть путь решения пробле­мы. На этапе сбора информации некоторые идеи уже от­вергаются.

3. Исследование шансов успешности в каждой альтернати­ве. На этом этапе человек ищет ответ на вопрос: «Могу ли я на деле осуществить данный вариант?»

4. Связь каждой альтернативы с целями и ценностями чело­века. Иногда наиболее успешный путь решения конкрет­ной проблемы не соответствует общим принципам челове­ка, его этическим нормам или жизненным целям. Поэто­му на данном этапе идут поиски такого решения, которое бы учитывало данные факторы.

5. Разработка конкретного плана действий и определение фак­торов, способствующих и препятствующих данному вари­анту решения проблемы.

6. Формулировка плана действий для новых возможностей и нового развития. Это очень важный этап принятия ре­шения. Человек должен всегда иметь перспективные цели, только в этом случае его развитие не остановится. Поэто­му решать частные проблемы необходимо в русле перс­пективного развития и их решение не должно препятство­вать развитию.

Особо хотелось бы обратить внимание на то, что истинное решение никогда не ведет к тупику. Оно должно создавать чело­веку возможности для дальнейшего развития».

Техника «Плюс, минус, интересно» (50 мин)

Задача:использовать знание алгоритма принятия решения в собственной ситуации выбора профессии.

Инструкция.«Найдите в своих тетрадях таблицу, которую мы заполняли на первом занятии. Выберите из нее профессию (именно профессию), наиболее вам интересную. Если не можете выбрать профессию, то выберите интерес или увлечение. Запи­шите эту профессию или интерес. Начертите новую таблицу.

Оценка профессии

Плюс Минус Интересно
……

Запишите в первой колонке таблицы как можно больше плю­сов, которые у вас появятся, если вы получите эту профессию и станете по ней работать. Во второй колонке проставьте как мож­но больше минусов этой же ситуации. В третью колонку запишите как можно больше интересного (например, интересно, а как я буду жить, если получу эту профессию, кто станет моими друзьями, как я буду выглядеть и т. д.). Старайтесь, чтобы в каждой колонке было не меньше десяти вариантов».

На работу отводится 15 мин. По окончании каждый член груп­пы зачитывает свою профессию и ответы в таблице. Члены груп­пы могут задавать вопросы, уточнять, дополнять, подсказывать. Все дополнения участники заносят в таблицу.

После обсуждения каждый член группы отвечает на вопро­сы: «Что нового о выбранной профессии я понял или узнал?», «Чем могут быть полезны эти знания в дальнейшем?»

Обсуждение ведется с опорой на примеры из хода решения задачи. Цель обсуждения — усвоение и разбор на конкретном примере алгоритма принятия решения.

Домашнее задание

1. Проанализировать хотя бы один случай принятия реаль­ного решения с точки зрения усвоенного алгоритма, най­ти ошибки и удачные моменты в решении.

2. Выбрать еще одну профессию и заполнить такую же таб­лицу. Сравнить таблицы двух профессий и с опорой на них решить, какая профессия вам подходит больше и ка­кая для вас более реальна. Что нужно сделать, чтобы до­биться своей цели?

Четвертое занятие.

Эмоциональное отношение к выбору профессии

Цель: осознать собственное эмоциональное отношение к вы­бору и его влияние на выбор. Задачи:

• с помощью рисунка выявить эмоциональное отношение к необходимости принять решение о выборе профессии;

• обсудить влияние эмоционального отношения к деятельно­сти на успешность деятельности и удовлетворенность ею;

• обсудить, из чего складывается эмоциональное отношение и каким образом можно его изменять.

Техники:«Проективный рисунок», «Шестое чувство».

Необходимое оборудование:тетради, ручки, простые каран­даши, стандартные листы бумаги.

Ход занятий

Вступление ведущих(2-3 мин)

Задачи:выстраивание логики всего цикла встреч, введение в тему данного занятия.

«На предыдущих занятиях мы говорили о том, что выбор про­фессии требует прежде всего знаний — о себе самом, о мире про­фессий, а также умений, основанных на знаниях, — по приня­тию решения, по планированию и т.д. Но жизнь человека и его действия всегда основываются не только на знаниях, но и на отношениях, на эмоциях. При оценке любой профессии и любо­го своего действия мы говорим: «нравится — не нравится», «хо­чется — не хочется», «плохо — хорошо» и т.д. Часто бывает и так, что мы не в состоянии высказать свое отношение. Но даже в этом случае наше отношение влияет на то, что мы делаем, то, о чем и как мы говорим. Поэтому осознавать свои эмоции, при­чины, по которым они возникли, очень важно. Только на осно­ве осознания мы можем контролировать их и изменять в случае необходимости».

Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия(10-15 мин) Проходит аналогично второму занятию.

«Проективный рисунок»(1,5-2 часа)

Работа над темой начинается с того, что каждый из участни­ков выполняет рисунок на тему «Эмоции (мысли), которые воз­никают у меня, когда я думаю о своем выборе профессии». Рису­нок делается простым карандашом на листе бумаги обычного фор­мата. Никаких пояснений в инструкции не делается. Можно лишь пояснить, что это не обязательно должно быть изображение чело­веческого лица.

Для интерпретации и последующего обсуждения важно, что­бы ведущие хотя бы приблизительно заметили время, затрачен­ное на рисунок. Длительность процесса рисования или латентно­го периода до рисования прямо пропорциональна трудности темы для участников группы.

Рисунки необходимо подписать (можно по имени) и отдать ведущим.

Обсуждение происходит следующим образом: по кругу пус­кается один рисунок. Каждый из членов группы (или по два человека) должен сказать, что он видит на рисунке и каково его впечатление. Можно задавать вопросы:

Что из изображенного на рисунке ближе его автору (если нарисовано несколько вариантов выбора)?

Что позволяет сделать такой вывод?

Как можно описать изображенное отношение?

При этом каждый из участников группы должен высказать свое суждение. Таким образом, каждый член группы получит об­ратную связь от каждого товарища и сможет сопоставить мнение большого числа людей о своем отношении к выбору (косвенно — о выборе).

Завязавшуюся дискуссию ведущие должны направлять на до­стижение всеми понимания роли позитивных и негативных эмо­ций в деятельности (а также эмоций нерешительности, неуверен­ности и т.д.). Предположить заранее, какой комплекс отношений окажется в группе, очень трудно. Поэтому ведущие должны об­ладать общими сведениями о влиянии отношений на успешность деятельности.

Второй темой дискуссии должно стать обсуждение причин, составляющих основу отношений. Только разобравшись в при­чинах, можно управлять эмоциями и отношениями.

Очень часто рисунок отражает отношение не только к выбору профессии, но и к выбору общего жизненного пути, или отража­ет основные жизненные цели. Например, в нашей практике был рисунок очень красивой девушки, окруженной колючей прово­локой. Автор и сами ребята интерпретировали его как «обилие шипов на пути к красивой жизни». При этом выбор профессии отошел на задний план. Девушки иногда рисуют себя в несколь­ких ролях — на работе и в кругу семьи. Причины подобного разделения жизни также могут стать темой обсуждения. Встре­чаются изображения точки выбора как барьера, или непроница­емой стены, стоящей поперек дороги (в конце дороги часто рису­ют солнце), или тоннеля с маленькими отверстиями, через кото­рые можно эту стену обойти. В этом случае необходимо уточнить, при каких условиях человек пойдет в обход стены и с какой «ценой» связан подобный обход. Кроме того, ребята обычно при­ходят к выводу, что при подобном отношении к проблеме приня­тия решения «стена» только кажется единственной. Как только ее обойдешь, сразу вырастает новая. Необходимо научиться «раз­бивать стену», правильно принимая решение.

Еще один встречающийся вариант рисунка — темная дорога, часто поднимающаяся в гору, на вершине которой — признаки материального благополучия. Темная дорога обычно олицетво­ряет долгую жизнь при самоограничении с целью иметь к опре­деленному возрасту (обычно после 30-40 лет) материальный достаток. Для обсуждения можно выбрать тему: «Стоит ли в течение долгих лет "откладывать жизнь на завтра"?»

Иногда рисунок говорит не об отношении к выбору, а о нежела­нии человека раскрывать это свое отношение (либо целиком зачер­ненный, либо весь исчерканный линиями, либо поверхностное, ни о чем не говорящее изображение). Такие рисунки в числе осталь­ных пускаются по кругу. Работа с ними ведется в зависимости от настроения, возникающего у рисовавшего. Если автор устно выс­казывает свое отношение либо выражает желание сделать новый рисунок, это стоит поддержать. Если такого желания не возникает, его оставляют в покое.

Чисто фактологические рисунки (например, изображение сути или атрибутов нескольких профессий) необходимо обсуждать в терминах эмоций и отношений.

Интерпретацию отдельных деталей рисунков следует про­водить с большой осторожностью (даже ведущим для самих себя). По нашему мнению, она должна составлять профессио­нальную тайну и не провоцировать вопросы со стороны груп­пы. Кроме того, данные о возможности интерпретировать не­которые стандартные детали (например, фигуру человека) в рисунках подобного типа нами пока не получены. Поэтому рисунки могут служить лишь основой для групповой дискус­сии и сравнения мнений.

В ходе обсуждения можно выйти на более общие темы, на­пример: «Как настроение и установка на успех или неуспех вли­яют на выполнение задуманного дела». Эмоциональный компо­нент зрелости личности в целом проявляется в следующем:

• в положительном эмоциональном настроении,

• в жизненном оптимизме,

• в эмоциональной уравновешенности,

• в переносимости неудач.

Можно попросить группу подумать над вопросами: «Как по­стоянно поддерживать у себя эти качества?», «Что влияет на их возникновение и существование?»

Если ведущим кажется, что дискуссия затянулась и интерес к ней пропадает, или если есть необходимость закрепить какие-то темы обсуждения, то можно выполнить небольшие упражнения.

Игра «Шестое чувство»(30 мин)

Игра не является обязательной на занятии. Она возможна, если группа не хочет глубоко обсуждать предыдущую тему (в силу глубокой личной значимости темы) либо если большин­ство членов группы стремятся выбрать профессию в сфере «че­ловек—человек». В этом случае одной из причин неуверенности в выборе часто является боязнь не достичь понимания в общении с людьми. Игра применяется для более четкой локализации при­чин неуверенности.

С помощью игры «Шестое чувство» участники могут прове­рить свою способность оценивать образ мышления группы лю­дей. Количественную оценку получает также способность понять других, увидеть нечто их глазами. Ведущий выбирает из приво­димого ниже списка от 10 до 20 «обращений». Он зачитывает их одно за другим через достаточные промежутки времени.

Задача игроков:выбрать ответ, который наиболее вероятно даст большинство участников. Рядом с порядковым номером пункта необходимо написать ответ, который предположительно даст большинство присутствующих. При этом участники не имеют права обмениваться мнениями (жестами, мимикой), лучше всего соблюдать полную тишину. Ответы не должны выражать лич­ные вкусы, привязанности, увлечения, не должны демонстриро­вать оригинальность и находчивость.

1. Орел или решка?

2. Назовите один из месяцев года.

3. Запишите следующие числа: 7, 13, 99, 100, 258, 555. Об­ведите кружком одно число.

4. Запишите следующие слова: легкие, сердце, печень, поч­ки. Обведите кружком одно из них.

5. Запишите сочетание цветов: красный и голубой, зеленый и фиолетовый, коричневый и серый, золотой и пурпур­ный. Обведите одно из сочетаний.

6. Нарисуйте кружок, квадратик, треугольник, волнистую линию и обведите одну из фигур.

7. Приведите название какой-нибудь песни.

8. Назовите какое-нибудь здание.

9. Назовите денежную сумму.

10. Назовите конкретную статую (скульптурную группу).

11. Назовите какой-нибудь из продуктов питания.

12. Назовите музыкальный инструмент.

13. Назовите воинское звание.

14. Назовите одну из научных дисциплин.

15. Напишите букву.

16. Напишите слог.

17. Напишите слово.

18. Поставьте несколько точек.

19. Напишите число.

20. Подумайте, какой подарок (не деньги) пришелся бы кста­ти всем присутствующим.

21. Назовите болезнь.

22. Назовите нечто, что люди ценят.

23. Напишите понятие, связанное с причиной, по которой мы здесь собрались.

24. Напишите изречение, связанное с агрессивностью.

25. Напишите изречение, связанное с любовью.

26. Напишите время (положение двух стрелок на цифер­блате).

27. Назовите черту характера.

Ведущие могут придумать обращения по своему усмотрению.

Когда игроки запишут ответ на последний пункт, ведущие начинают подсчет баллов. На каждый пункт зачитывается вари­ант ответа. Все игроки, выбравшие его, поднимают руки. Балл равен количеству игроков, выбравших одинаковый вариант от­вета, минус единица. Например: на первый пункт ответ «орел» выбрало 5 игроков, ответ «решка» - 8 игроков. Выбравшие «орел» проставляют себе по 4 балла каждый, выбравшие «реш­ку» — по 7 баллов. Если игрок оказывается в единственном чис­ле, он ставит себе 0 баллов. Выигрывают участники, набравшие максимальное количество баллов.

В ходе обсуждения причин выбора того или иного ответа ока­зывается (особенно у игроков, набравших мало баллов), что член группы выдвигает собственные мотивы, а не мотив «выбор боль­шинством членов группы». Причины подобного расхождения меж­ду инструкциями и объяснениями могут стать предметом обсуж­дения. Об игроках, набравших много баллов, можно сказать, что им хорошо удается «вчувствование» во внутренний мир других и оценка их реакций (хотя доказательства этого имеют лишь вербальный характер).

Полученные результаты можно использовать: а) в качестве основы для некоторых психодиагностических замечаний, б) в ка­честве материала, используемого игроками для самопознания.

К пункту «а»: об игроках, которые наберут большую сум­му баллов, можно сказать (в добавление к тому, что уже от­мечалось выше), что они обладают способностью устанавли­вать интеллектуальный контакт с внешним социальным окру­жением и проявляют к нему повышенный интерес. Обычно они отличаются и более высокой социальной адаптированностью. Игроки, набравшие небольшую сумму очков, непрактичны, от­носительно мало обращают внимание на свое социальное ок­ружение, бывают, возможно, слишком озабочены собственны­ми проблемами.

К пункту «б»: сравнивая свои результаты в баллах с резуль­татами остальных участников, каждый игрок получает представление о себе. В результате он может внести исправления в само­оценку, избежать пере: или недооценки. Игра дает возможность непосредственной эмпирической проверки нашей способности «оценивать», трудно поддающейся в обычной жизни количествен­ной оценке.

В соответствии с указанием ведущего игроки излагают ход своих мыслей («ключи»), сравнивают и эмпирически проверяют их эффективность. Тем самым они получают возможность уви­деть специфику своих размышлений. Ценным является пережи­вание буквального «ощущения» некоторых из барьеров в про­цессах мышления. Сталкиваясь с более качественным ключом, нередко думаешь: «Ну почему такая простая вещь не пришла мне в голову?!»

Иногда после окончания игры можно услышать высказывае­мое некоторыми игроками мнение, что большая сумма набран­ных баллов свидетельствует о посредственности, стадности, кон­формизме. Это не так. Игроки записывают сделанный ими вы­бор после того, как ознакомятся с условиями игры, получив указание отгадать, какой выбор будет самым частым, самым обык­новенным. В ходе игры участники специально стараются думать так, как требуется; в других условиях их мышление может быть весьма оригинальным.

Заканчивается встреча кратким резюме.

Домашнее задание

Проанализировать (с рисунком или без него) свое эмоцио­нальное отношение к какой-либо бытовой ситуации (к выполне­нию домашнего задания, к разговору с родителями, с друзьями, необходимости что-то сделать и др.).

Пятое занятие.

Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии

Цели: повышение интереса членов группы к самим себе; ана­лиз способностей как одного из факторов выбора профессии.

Задачи:

• дать членам группы алгоритм анализа своих сильных и слабых сторон;

• показать им необходимость самоанализа при принятии серьезных решений. Техника: «Мои способности». Необходимое оборудование: тетради, ручки.

Ход занятия

Анализ домашнего задания(15 мин)

Обсуждение начинается с того, что по очереди каждый участ­ник группы описывает ситуацию, которую он анализировал, рас­сказывает ход своих мыслей. Группа при необходимости задает ему вопросы или высказывает свое мнение. Ведущие должны строго следить, чтобы мнения высказывались не по поводу по­ступка или ситуации, а только по способам анализа и выводам.

Вступление ведущих(3-5 мин)

«На прошлой встрече мы начали анализ своих особенностей, учет которых необходим при выборе профессии. Мы говорили об эмоциональном отношении человека. Было заметно, что мно­гим из вас трудно говорить о самих себе. Вы не привыкли к этому. У некоторых даже возникли сомнения в необходимости публичного самоанализа и рассказа. Поэтому с нашей стороны, как ведущих, требуются некоторые пояснения.

Дело в том, что на занятиях такого типа обсуждаются темы, которые мы в повседневной жизни затрагиваем лишь в исключи­тельном случае. Речь идет о более глубоком самопознании, ана­лизе схем поведения и обратной связи между членами группы. Проблемы самопознания очень наглядно демонстрирует так на­зываемое окно Иогари. Психика человека в нем разделена на четыре части, в зависимости от доступности содержания каждой из них чуткому сознанию самого человека и людей, с которыми он взаимодействует.

Окно Иогари

Знаю Я Не знаю Я
Знают другие Открытая (!) Слепая (II)
Не знают другие Скрытая (111) Неизвестная (IV)

Открытая четверть (I) касается того относящегося к личнос­ти человека материала, который осознается и самим человеком, и его окружением. Слепая четверть (II) состоит из того, что ви­дят в человеке остальные, но что ему самому не известно. Скры­тая четверть (III) содержит то, что осознает субъект, но не осоз­нают остальные. Неизвестная четверть (IV) складывается из ма­териала, находящегося за пределами сознания как индивида, так и тех людей, с которыми он взаимодействует.

Величины четвертей у разных людей неодинаковы. Чем боль­ше открытая область, тем легче человеку в мире. Человек, не боя­щийся спрашивать о том, как он выглядит в глазах других, или способный хотя бы одному человеку признаться во всех своих мыслях и поступках, всегда более свободен и независим. Он ис­пытывает меньше страхов в общении и действиях.

Это не значит, что надо рассказывать о себе каждому встреч­ному. И совершенно необязательно выполнять все пожелания других относительно собственного поведения. Цель работы груп­пы — увеличение открытой четверти за счет сокращения других. Чем больше человек старается скрыть (шире диапазон тех его действий, которые видят другие, но которых не осознает сам), тем больше становится слепая четверть. Опасения, необходимость в защите, сокрытие собственных чувств и мотивов — все это уменьшает открытую зону в пользу скрытой. Но при этом увели­чивается и неизвестная четверть. Методы расширения открытой зоны — самораскрытие, самопознание, обратная связь».

Затем ведущие отвечают на вопросы и дают пояснения.

Техника «Мои способности»(1,5 часа)

Задачи: опробование на практике одной из эффективных техник самоанализа; обсуждение способностей как одного из факторов выбора профессии.

Вступление«Сегодня мы немного поговорим о че­ловеческой психике, ее структуре и, подробнее, об одной из составляющих ее частей. При выделении психологии в отдель­ную науку никто не думал о разделении ее на отрасли, свя­занные с различными сферами жизни человека. Психология была единой наукой, изучавшей все проявления психики чело­века и животных. Но по мере усложнения, как и в любой другой науке, в психологии происходило выделение отраслей, соответствующих разным психологическим явлениям. Психика человека — очень сложное и многомерное явление, описывать ее во всем многообразии невозможно: не хватает языка и средств классификации. Поэтому основанием классификации избрали стабильность того или иного свойства во времени на протяже­нии человеческой жизни. В первую группу попали свойства стабильные, присущие человеку на протяжении всей жизни. Во вторую — те, которыми человек обладает несколько месяцев или лет, в третью — более кратковременные.

1. Психические процессы. Это отдельные стороны нашей пси­хики — человеческие ощущения, восприятие, память, мышле­ние, речь, воображение, чувства, воля.

2. Каждый из нас отличается устойчивыми личностными осо­бенностями, более или менее постоянными качествами (один пред­почитает рыбную ловлю, другой — заядлый путешественник, кто-то занимается музыкой, кто-то интересуется искусством). Стало быть, у нас разные интересы, разные способности. И вообще, мы все очень разные: один веселый, другой спокойный, третий вспыльчивый. Интересы, способности, темперамент, характер — это психические свойства человека.

3. Но наличие устойчивых психических свойств не означает, что человек постоянно пребывает в одном и том же состоянии. Порой мы бываем угрюмы, раздражительны, тревожны, порой — веселы, общительны, а иногда испытываем мучительный разлад с собой. Это — психические состояния.

Все процессы, состояния, свойства личности, связанные в один тугой узел, и составляют наш внутренний мир, нашу душевную жизнь, т. е. психику.

Сегодня мы подробнее поговорим о способностях. Под спо­собностями мы обычно понимаем психические условия, наши ин­дивидуальные особенности, обеспечивающие успешное исполне­ние определенной деятельности.

Таких условий и особенностей у каждого человека множе­ство. У разных людей они могут быть неодинаковыми. Следова­тельно, встает вопрос о каком-то описании, упорядочении, клас­сификации этих особенностей. Кроме того, рано или поздно воз­никает необходимость сравнения успешности отдельных людей, выяснения причин, влияющих, например, на успешность той или иной деятельности, следовательно, измерения способностей.

Попробуем во всем этом разобраться. Грубо говоря, сколько видов деятельности, столько и способностей. Из этого огромного моря можно выделить общие способности, т. е. необходимые для многих видов деятельности, такие, как способность решать ин­теллектуальные задачи (уровень интеллекта); способность запо­минать, сохранять и воспроизводить информацию или опыт (уро­вень памяти); способность к сопереживанию, вчуствованию в дру­гого (эмпатия), которая делает эффективным процесс общения; способность к сосредоточению, распределению внимания; спо­собность к воображению, представлению и т. д.

Внутри общих способностей существуют свои классификации, например, классификация по психическим процессам: мышление, память, представление (формы, цвета, пространства). До того момента, как человек приступил к деятельности, мы можем гово­рить скорее не о способностях, а о задачах. Способности форми­руются и развиваются только в деятельности. Каждую особенность можно развивать, если в этом есть необходимость. Главное, чтобы это делалось целенаправленно и регулярно.

Способность обнаруживается только в деятельности. О том человеке, который при равных условиях обучения и тренировки быстрее освоил дело и лучше с ним справляется, говорят, что он способный.

Кроме общих, обычно говорят еще и о специальных способно­стях — психологических особенностях человека, помогающих ему успешно выполнить определенный вид деятельности (музыкаль­ной, сценической, литературной, технической и т.д.). Развитие их опирается на определенные задатки, например на музыкаль­ный слух и память.

Определенный уровень специальных способностей может быть сформирован у любого человека, даже при отсутствии больших задатков. Решающей при этом оказывается система компенсаций. Связана она с тем, что в основе одинаковых достижений при выполнении определенной деятельности могут лежать различные способности. Например, в основе способности хорошо запоми­нать литературное произведение у одного может лежать хорошая механическая память, у другого — память образная, возникаю­щая на основе представлений.

С другой стороны, одна и та же способность может быть усло­вием успешности выполнения различных видов деятельности. Та же образная память может лежать в основе как художественных, так и технических способностей — чтение чертежей и схем. Для измерения способностей созданы специальные тесты. Бывает, что наше представление о собственных способностях различается с результатами объективных тестов. Например, мы считаем, что у нас хорошая память, а на деле оказывается, что результаты достаточно низкие. Бывает и наоборот, мы занижаем наши реаль­ные достижения. В этом случае речь идет о самооценке способно­стей. Разумеется, наиболее эффективна реальная самооценка.

Кроме этого, у каждого из нас существует какой-то идеаль­ный образ того набора способностей, которыми мы хотели бы обладать. Расхождение реального и идеального образа, а также неадекватная самооценка — источник развития человека, его со­вершенствования.

Теперь о различии способностей и тренировке. Любой квали­фицированный рабочий лучше справится со своей работой, чем самый способный, самый талантливый новичок. Но это будет, скорее, результатом тренировки, а не соответствующих способ­ностей. Способности — это потенциал, который при соответству­ющем, одинаковом обучении дает более высокий результат. Это внутренние врожденные предпосылки выполнять более эффектив­но те или иные виды деятельности.

Бесталанных людей нет. Самый страшный упрек, который мо­жет быть брошен человеку, — это обвинение его в бесталанности. Нет абсолютно универсальных людей, одинаково талантливо выполняющих любую работу. Каждый из нас оказывается более способным в одном деле и менее способным в каком-то другом. Важно просто определить те области деятельности, в ко­торых мы более способны. Каждый человек должен быть на своем месте. От этого зависит и уровень развития государства, и психическое здоровье человека.

Грамотная оценка своих способностей — залог психического здоровья и правильного решения своих проблем, а также субъек­тивной успешности человека в жизни.

Таким образом, способности — это индивидуальные особен­ности человека, которые помогают ему успешно заниматься тем или иным видом деятельности. К сожалению, при описании са­мих себя мы редко задумываемся о способностях. Гораздо чаще говорим о чертах характера, своих особенностях в общении с другими людьми.


7427123650392035.html
7427189247681014.html
    PR.RU™